Мои мысли о дизайне, творчестве и креативе, а также последние новости в сфере дизайна и веб

четверг, 3 июня 2010 г.

"Креатив" и "норматив "  в дизайне

Свобода "проектного духа" - это единство художественно-проектной и ремесленной деятельности в социально и культурно оправданной, рационально-функциональной форме, где проектная деятельность, а, следовательно, и дизайн выступают как процесс нового формо- и смыслотворчества, а ремесло - лишь как условие поиска технологических и социальных приемов деятельности, условие реализации "нового продукта" в конкретных материалах. Само собой разумеется, что эти определения относятся к ремеслу (прикладному искусству) и дизайну (художественно-проектному производству) лишь в границах их дифференцированных сфер деятельности, лишь в контексте их совокупного участия в формировании сегодняшнего культурного пространства и категорий постиндустриальной цивилизации. Безусловно, при таком разделении очерчиваются только основные границы определяемой проблемы. В условиях "постиндустриального" мира с его законами СМИ, агрессивного маркетинга и ежедневной "рекламной войны" Ремесло и Проект представляют собой единственную продуктивную "сладкую парочку" и противостоят репродуктивной деятельности.

В структуре проектно-художественного творчества как основы возникнов­ния и развития "дизайн-изобретения" образ-проект и вещь-материал играют определяющую, решающую роль, подтверждая известную закономерность о базовом единстве творческого, креативного и нетворческого, нормативного процесса вообще. Причем эта закономерность проявляется во всех случаях, когда объектом деятельности являются природа, общество, техника. Ведь дизайнер, использующий в своей деятельности "креативный полет" с "нормативным аэродромом", занят созданием того, что не существует в прошлом, того, что является результатом исключительно его преобразующей деятельности. Этим он и отличается и от ремесленника, который лишь воспроизводит известное (пусть и с безупречной стилистической точностью), и от художника, который руководствуется в своей работе только судорогами голодного желудка и горячего сердца цивилизации, В этом качестве понятие "креатив" служит выражением проектной природы дизайна, его "родимым пятном", позволяющим не потеряться как в мире "золотых тельцов", так и в тривиальной искренности "оголенных нервов эгоистов всех мастей.

При анализе соотношения "известное-новое" в креативе мы обязаны говорить о новом, ранее вообще не существовавшем как об изначальном продукте сознания дизайнера, который опирается на знания, умения и навыки, необходимые для изготовления и воспроизводства этого нового. В такой схеме дизайнер всегда подвержен воздействию как внутреннщ так и внешних общественно-индустриальных движущих сил и импульсов. Внутренние импульсы часто противоречивы. Дизайнер опирается то на просветленную творчеством душу культуры, то на скептический рассудок «постиндустриального Одиссея». Поэтому рано или поздно он оказывается перед лицом осознания новых философских проблем в себе и рациональных потребностей общества вне себя. И проблемы, и потребности настоятельно требуют не просто новых, а именно импровизационно-оригинальных, пороговых, эвристических решений.

Деятельный дизайнер всегда выступает как носитель внутреннего креатива как источника развития - развития и индивидуального сознания, и общественного производства. Своеобразие креативной дизайн-деятельности и графического дизайна, отличие от проектно-конструкторской и изобразительно-художественной, состоит в том, что в ее структуре преобразующая деятельность - это прежде всего форма самодеятельности дизайнера, его умения, его настроенности на рождение новых идей в режиме латерального (фонового) мышления. Поэтому в креативном подходе степень активности дизайнера зависит прежде всего от его "воли к власти", личных генерирующих качеств и внутренней готовности к изобретательскому шагу, а не только от внешних условий, ведь криэйтор видит смысл индивидуальной жизни в своей творческой деятельности, живет ею, в ней ищет ответ на самый главный вопрос "Зачем бог в шесть дней сделал то, что в шесть часов может быть уничтожено техногенной катастрофой?"

создание персонажей

"Креатив" всегда предполагает пространственно-временную "делокализацию", он прорывает границы существующего, данного мира за счет творческого их преобразования, стирания и переноса. Он выворачивает сущее наизнанку, и эта изнанка оказывается лицом уже не "другого", а "некоего", то есть самого дизайнера. Штампы и стереотипы творчества становятся базой "норматива", а изобретательская интуиция освещает новые горизонты преобразований Абсолютного духа.

Комментариев нет:

Отправить комментарий